Ваш браузер не поддерживает современный стандарт разметки страниц.
Рекомендуем воспользоваться любым другим браузером.

Священномученик Василий (Горбачев)

Священномученик Василий родился 4 апреля 1885 года в селе Нарышкино Сердобского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина Григория Горбачева. Окончил церковноприходскую школу и до двадцати лет жил с родителями. В 1905 году ушел в Иверский Страстной монастырь в город Саратов, а оттуда попал в Москву — в Свято-Данилов монастырь, где в течение восьми лет пел на клиросе. В 1913 году епископ Верненский Иннокентий (Пустынский) пригласил Василия Григорьевича в город Верный, и там он служил экономом при архиерейском доме. В 1914 году был назначен псаломщиком к Александро-Невской семинарской церкви в городе Ташкенте. В 1915 году Василия мобилизовали в армию и назначили псаломщиком к полковой походной церкви.

В 1917 году, когда он ехал с поручением священника, поезд был остановлен бандитами, которые, распознав в Василии церковнослужителя, хотели его расстрелять. Пленник взмолился ко Господу, чтобы Тот помиловал его. В это время вблизи появились части регулярной армии, и бандиты, оставив жертву, скрылись. В 1918 году Василий женился на девице Вере Трофимовой и в августе того же года был рукоположен во диакона. К Церкви и к поприщу священнослужителя, которое он с желанием и любовью избрал для себя, диакон относился трепетно, с особым вниманием, в высшей степени добросовестно. Перед рукоположением Василий подписал документ с перечнем своих обязательств перед Церковью. Он бережно хранил его всю свою жизнь как памятку, стараясь во всем следовать обещанному. В документе было записано: «Всякое священнодействие и молитвословие совершать по чиноположению церковному, с благоговением, довольствуясь добровольным за то даянием от своих прихожан, а в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни без уважительной причины не опускать богослужений — не только Литургий, но и прочих положенных по уставу служб; Божественную литургию совершать с приготовлением.

Утверждать своих прихожан в истинах веры и благочестия и всеми способами содействовать обучению детей их сим истинам чрез преподавание Закона Божия под руководством священника. Дом свой правити, то есть воспитывать своих детей и содержать домашних своих, как то подобает служителю алтаря, и не давать их поведением поводов к соблазну прихожан, а также иметь попечение о вверенном мне клире, вдовах и сиротах. В святом алтаре и храме держать себя, как того требует святость места, внушая уважение к святыне и другим.

В проходимом служении вести себя благочестно, достойно высокого своего звания, опасаясь, как бы не уронить оное или не причинить верующим соблазна своим недостойным поведением. Одежду носить только присвоенную духовному званию, скромную и приличную, волос и бороды не стричь, соблюдать установленные Православною Церковью посты, никаких зазорных поступков — нетрезвости, картежной игры, табакокурения, посещения театров, вымогательства и тому подобных — не допускать».

В 1923 году диакон Василий решил вернуться на родину в Саратовскую губернию, отчасти и потому, что хотел примириться с отцом, испросив у него прощение за то, что без его воли уехал из дома. Отец его, Григорий, остался недоволен сыном за то, что тот выбрал путь священнослужителя, который при безбожном правительстве был опасен и для него самого, и для его родственников, недоволен он остался и супругой сына, так как та была неискусна в крестьянском труде. Отец Василий уехал с семьей в Саратов и стал служить диаконом в Петропавловском кафедральном соборе.

В 1929 году началась коллективизация и связанный с нею голод, не первый уже в Поволжье; в это время усилились и гонения на Церковь, и если властям не удавалось сразу закрыть храм, то они требовали с него уплаты все больших и больших налогов. Повсюду вводились хлебные карточки, которые священнослужители и их семьи не получали, так что хлеб приходилось добывать, изыскивая иногда дополнительный заработок. Отец Василий, как крестьянский сын, наученный всему с детства, клал печи, крыл крыши, чинил часы. Однажды пришедший к нему в дом налоговый инспектор застал отца Василия за перетягиванием матраса. Заметив, с какой сноровкой диакон занимается этим делом, налоговый инспектор спросил, почему он в такое тяжелое время не бросит церковь да при таких руках не устроится на другую
работу. Отец Василий ответил, что он посвятил себя церковному служению в соответствии со своими убеждениями и с этого пути никогда не сойдет.
Дети отца Василия рассказывали, что он отличался щедростью и милосердием, и мирным устроением духа.
В начале 1930 годов — наступивший в Поволжье голод вынудил отца Василия выехать с семьей из Саратова. Отец Василий поселился в Московской области и получил назначение в храм в селе Марково. Здесь была только начальная школа, детям негде было учиться, и диакон Василий, попросив архиерея перевести его в другой приход, был назначен в церковь села Ильинский Погост Куровского района. В 1936 году отец Василий был переведен в Никольскую церковь в село Парфентьево Коломенского района. Осенью 1936 года был арестован священник Никольского храма и, поскольку служить было некому, храм был закрыт; прихожане упросили диакона Василия принять сан священника, и в октябре 1937 года он был рукоположен во священника и в храме возобновилось богослужение. Власти, однако, не оставляли намерения закрыть храм, и в начале 1938 года храм все же был ими закрыт. 13 января 1938 года отец Василий был назначен в Преображенскую церковь в селе Большие Вяземы Звенигородского района.

В начале февраля сотрудники Можайского НКВД допросили свидетелей, которые показали, что по случаю годовщины смерти священника, служившего раньше в Преображенской церкви, состоялись поминки у его вдовы, где был священник Горбачев, диакон, церковный староста и кое-кто из верующих. «На поминках вдова священника стала плакать и обижаться на жизнь и говорила: «Это не власть, а грабители,
жить невозможно». — На что Горбачев, также расплакавшись, сказал: «Вы будьте осторожны и не называйте их грабителями, а то ведь знаете, какое время сейчас, моментально заберут»».

Отец Василий был арестован на праздник Сретения Господня вечером 15 февраля 1938 года. Священника после службы пригласили совершить требы в домах прихожан. Когда он вернулся домой, его уже ждали сотрудники НКВД, которые устроили обыск, но ничего не нашли, так как у священника только и было, что несколько книг богослужебных и с нотами церковных песнопений. Супруга предложила ему одеться для тюрьмы в светскую одежду, но отец Василий на это сказал: «Нет, я пойду в рясе. Я этому посвятил всю свою жизнь». Уходя, он надел зимнюю рясу и скуфью и сказал супруге, чтобы она нигде его не искала, и если он будет жив, то подаст о себе весточку. Отец Василий был заключен в Можайскую тюрьму и здесь сразу же допрошен.

— С кем вы поддерживаете связь? — спросил его следователь.
— Я лично прибыл в Большие Вяземы только в январе и не смог познакомиться ни с кем из граждан указанного прихода, в настоящее время связь ни с кем не поддерживаю, знаю только церковного старосту, ныне арестованного органами НКВД.
— Вы занимаетесь контрреволюционной деятельностью и распространяете клевету против советского правительства. Требую от вас правдивого показания по предъявленному обвинению.
— В предъявленном обвинении в контрреволюционной деятельности и распространении клеветы в отношении правительства виновным себя не признаю.
На этом допросы были закончены. 19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу, и он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москву. Священник Василий Горбачев был расстрелян 26 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Все новомученики

20 июня 2019 г.

Четверг

(7 июня 2019 г. СТ. СТ.)

Мч. Феодота Анкирского (303). Прав. Павла Таганрогского (прославление 1999).
Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304–310). Мцц. Валерии (Калерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (284–305). Собор святых Ивановской митрополии.
Сщмчч. Андроника, архиеп. Пермского, Александра Осетрова, Валентина Белова, Вениамина Луканина, Виктора Никифорова, Александра Махетова, Владимира Белозерова, Игнатия Якимова, Михаила Денисова, Николая Онянова, Павла Соколова, Александра Преображенского, Николая Рождественского, Николая Конюхова пресвитеров и мч. Александра Зуева (1918); сщмч. Петра Кузнецова пресвитера (1919).
Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», Корецкой (1622) (переходящее празднование в четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице).

Контакты

  • Адрес: Московская область, Одинцово, ул. Можайское шоссе д. 72
  • Cекретарь благочинного: т. 8(495)596-85-65
  • Одинцовское благочиние
  • odinblag@gmail.com

  • «Задай вопрос о своей вере» — многоканальный справочный телефон о православной вере и практических вопросах церковной жизни. Единый номер 8-495-66-515-88 и единый e-mail 6651588@bk.ru.

© 2018 Одинцовское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви

Прежний вариант сайта