Ваш браузер не поддерживает современный стандарт разметки страниц.
Рекомендуем воспользоваться любым другим браузером.

Гребневский храм

г. Одинцово, 1680 год

Настоятель

Священнослужители

Престольный праздник: иконы Божией Матери Гребневская (10 августа)

Приделы
свт. Николая (19 декабря, 11 августа, 22 мая)
прп. Сергия Радонежского (8 октября, 18 июля)
Приписные храмы
часовня мч. Иоанна Воина
домовый храм прмц. вел. кн. Елисаветы
храм мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
храм иконы Божией Матери «Целительница»
больничный храм свт. Луки Симферопольского
часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
храм иконы Божией Матери Владимирская
Адрес
г. Одинцово, Одинцовский район,
Можайское шоссе, д. 72
Телефон
(495) 596-85-65 (факс), (495) 591-07-31, (498) 595-17-35

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Храма в честь Гребневской иконы Божией Матери

г. Одинцово, Московской области

От ЗАПАДНЫХ ГРАНИЦ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673—1679 гг. здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.

Во второй половине 1790-х годов село переходит в руки графини Елизаветы Васильевны Зубовой, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решает построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери.

Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня Елизавета Васильевна в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «... в вотчине моей... селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Служили в то время в Гребневском храме священник Федор Андрианов, пономарь Иван Федотов, дьячок Николай Артемоновский. Прихожанами церкви были крепостные крестьяне графини Зубовой.

В 1812 г., в ночь с 31 августа на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамонове в Одинцове. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцове.

Гребневский храм подвергался осквернению и разорению французами, так как с 1813 по 1816 гг. при храме не было священника. По клировым ведомостям 1813 г. церковь готовилась к новому освящению.

В начале 1870-х годов, с вводом в действие новой железной дороги Москва-Смоленск-Брест, появляется пристанционный поселок Одинцово, вокруг которого растут дачи. Уже в 1890 г. их было здесь 125.

К лету 1898 г. по просьбе прихожан к храму была пристроена трапезная с двумя пределами: с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая и с левой — во имя преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского. Также была построена новая колокольня из трех ярусов.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. в Гребневской церкви по-прежнему продолжались Богослужения. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920 г. в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.

В 1938—1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Судьба священства храма — это отражение судьбы всего духовенства страны. Последним настоятелем в нашем храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр Ворончев. 3 ноября после всенощной под праздник в честь Казанской Божией Матери он был арестован. О. Александр провел несколько лет в лагерях в Карелии на Медвежьей горе и принял вместе с узниками этого лагеря мученическую кончину: заключенных лагеря согнали на большой катер и пустили в озеро, где катер был уничтожен бомбами с самолетов. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). Дожила до наших дней дочь последнего диакона Гребневской церкви — Нина Владимировна Запольская. Она сообщила нам о крестном пути ее отца. После того, как диакон Владимир не пожелал официально отречься от Бога и священного сана, он был арестован и сослан в северные лагеря. Умер диакон Владимир в г. Киржач на поселении. Со слов же Нины Владимировны Запольской, после закрытия храма было осквернено кладбище при церкви. Озверевшие люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

В начале Великой Отечественной войны здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. выходит Постановление СМ РСФСР за № 1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».

«ОХРАНЯЛИ» ЗДАНИЕ ЦЕРКВИ различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан». Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные жители г. Одинцово начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви, а настоятелем назначен священник Игорь Борисов.

Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы.

Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храм были переданы сюда.

2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери, которое совершил преосвященный Григорий, епископ Можайский, викарий Московской епархии.

В настоящее время в храме ведутся реставрационные работы. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон: Гребневской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, пророка Илии, иконы «Утоли моя печали», «Неупиваемая Чаша» и др.

При храме действует Воскресная школа. В школе работают 6 групп. Занятия в младших группах (от 3 до 7 лет) проводятся вместе с родителями, изучаются православная традиция, церковный календарь и жития святых, В средних группах преподается Закон Божий. Старшие дети изучают основы нравственности, литургику и историю. Раз в неделю проходят евангельские беседы для прихожан. Для детей и взрослых организованы кружки: резьба по дереву, вышивка с бисероплетением, роспись по дереву. Один-два раза в месяц проводятся образовательные встречи в Воскресной школе для родителей и педагогов. К праздникам ученики Воскресной школы готовят концерты, ставят увлекательные спектакли, поздравляют детей школы для инвалидов и детского приюта.

В марте 2000 г. при Гребневском храме был организован Православный Молодежный центр. Главное направление работы Центра — участие в Богослужениях, алтарное и клиросное послушания. Другой формой работы Центра является благотворительная деятельность. Молодежь из Центра — частые гости в Одинцовском приюте, школе «Надежда», воинской части, военном госпитале. В городской больнице ребята ухаживают за больными, выполняют различные поручения. Молодежь часто ездит в паломнические поездки по святым России и Подмосковья. При Центре организованы спортивные секции, кружки, занятия по сольфеджио и вокалу, кружок игры на гитаре.

В летнее время молодежь благочиния трудится и отдыхает в летнем молодежном лагере, расположенном в живописных окрестностях г. Звенигорода в селе Луцино. В лагере ежедневно совершается Божественная Литургия. Руководят жизнью лагеря священники Благочиния.

Богослужения в Гребневском храме совершаются ежедневно.

Воскресная школа — наш дом.

В 1991 году при храме Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцово открылась Воскресная школа для взрослых, а вскоре и для детей.Конечно, малыши и раньше приходили по воскресеньям и в праздничные дни на службу. Во время Литургии они пестрой стайкой толпились у амвона или просто слонялись по храму, испытывая терпение и любовь взрослых. После службы стайка явно не торопилась разлетаться по домам. Ребенку важно почувствовать себя и среди ровесников – перед Богом; опытным путем понять, что церковная жизнь исполнена любви, радости, смысла. Наша родительская надежда в том, что они ощутят эту жизнь своей.

А пока – пусть каждое занятие здесь станет праздником встречи и открытия! И, справедливости ради, стоит отметить, что нередко нам это удается. С начальной поры и по сей день в школе сохраняется обстановка творческой лаборатории. Здесь рождаются авторские методики игровых и образовательных курсов; здесь мы разрабатываем модели проведения праздников и пишем сценарии, которые хороши тем, что реально осуществимы в условиях школы. Таким образом, мы стремимся содействовать процессу формирования произволения ко спасению (т.е. формирование такого настроя, при котором человек осознанно желает спасти свою душу, быть с Богом) для всех, кто приходит к нам на занятия или приводит своих малышей.

Мы рады встретить вас на пороге нашего дома. Родители — очень важные действующие лица воскресной школы (практически все наши педагоги «выросли» из родителей). Так что чувствуйте себя здесь, как дома.

Сегодня «ВШ» — это школа, где размещаются восемь возрастных групп (от 1.5 до 15 лет). Мы надеемся, что, подобно населенному ковчегу, наша школа еще примет новых детей, взрослых друзей и педагогов. И мы верим, что «ВШ» неизменно охраняема ангельским крылом.

Директор ВШ — священник нашего Гребневского храма отец Григорий Федотов.

У батюшки все новые ученики должны получить благословение на учебу в ВШ, не сразу – постепенно. Все в школе делается с благословения священника (что в административном плане является одобрением, разрешением).

Администратор школы — Есипова Ю.А.

1. Для самых маленьких 1,5-3 года созданы две новые группы «Ладушки».

Зубихина Юлия Николаевна

Вторник 11.00-12.30

Назарова Елена Александровна

Среда 18.0-19.30

Занятия способствуют разностороннему развитию детей, адаптации их в детском коллективе, а также помогут мамам лучше понимать своих малышей, продуктивно взаимодействовать с ними.

2. Основная возрастная группа нашей ВШ набирается с 4-х лет (3 группы).

Это чрезвычайно важный возраст. Впечатления и понятия, полученные сейчас, конечно сотрутся из актуальной памяти, но не исчезнут, а залягут на дно глубинным «архаическим» пластом личности. Именно в этом возрасте ребенок готов воспринять и осознать мир в его целостности. Все мы сталкиваемся с обилием детских вопросов: «Кто зажег звездочки?» «Где теперь живет наша баба Катя, которая умерла? а мы поедем к ней в гости?» «Кто родил тебя, мама? а бабушку? а самую первую бабушку?» ... Не нужно пренебрегать этим временем и подменять ответ на серьезный вопрос невнятицей типа «подрастешь – узнаешь». Пусть узнает сейчас. Важно уже сейчас рассказать ребенку о Боге, открыть для него возможность уже в детском возрасте стремится к Нему, начать вместе с ребенком непростой путь духовного восхождения, чтобы потом не приходилось втискивать Всевышнего в безбожую картину мира, что сложилась в голове ребенка, выросшего без радости познания и общения с Богом.

Работать с пушистой малышней (до 7 лет) – труд благодарный и приятный: ребенок полностью открыт слову взрослого. Структуру занятия сформировать нам помогает уникальный педагогический опыт семейного клуба «Рождество». Занятие в дошкольной группе, как пестрый ковер-самолет, соткано из народных потешек, песен под гитару, хороводных и авторских игр. В него вплетается беседа с батюшкой, рукоделие, добрая русская сказка и непременное чаепитие. Каждый компонент по отдельности, конечно, можно встретить в многочисленных «развивающих центрах». Но здесь все они со-работают, выделяя, оттеняя и усиливая главный смысл занятия. Малыши детского дома «Благо» также занимаются в Воскресной школе при Гребневском храме.

Киселева Елена Анатольевна

Понедельник 11.00-13.00

Чернова Наталья Евгеньевна

Четверг 17.00-18.30 (Детский дом «Благо»)

Матыгина Елена Александровна

Пятница 11.00-13.00

3. Следующая возрастная группа — школьники.

Задумаешься вдруг – и который раз подивишься: какой силой можно заставить детей, отбывших законную 5-6-дневную неделю в школе плюс «музыкальная школа. театральный кружок, секция самбо…», в свой выходной день(!) после службы(!) пойти в Воскресную школу?!

Как же строится занятие и какие его составляющие:

1. Занятия проводятся не по предметам, а курсами. Курс составляется конкретно под группу. В разное время это были ветхозаветные события, Евангелие, история Церкви и изучение церковной службы. Также мы занимаемся историей древней и московской Руси, Великой Отечественной войной, русской былиной, русской литературой XIX и XX веков и т.п. Ребятам необходимо научиться видеть во всем действие Божьего промысла.

Главные темы курса обычно подкрепляются темами искусствоведческими: «История христианского храма», «Иконостас», «Иконография праздников», «Архитектура Московского Кремля», «История народного костюма» и другими. Каждая тема подается максимально наглядно. В работе используются яркие иллюстрации (например, из настенных календарей), слайды, диафильмы, сборно-разборные карты, макеты и другие методические изобретения .

2. Рукоделие – непременная и важная часть занятия. Тема рукоделия рождается из совокупности идей занятия. Например, храмовая архитектура изучается при помощи плоского конструктора, который позволяет составлять исторические образцы храмов и выдумывать свои собственные. Из картона и глины, вырастают древние города земли Русской – детинец, посад. слобода.

3. Пройденный учебный материал «закаливается» в экскурсиях г. Дмитров, Коломна, Троице-Сергиева Лавра, Третьяковская галерея, Кремль и т.д. Экскурсии готовят педагоги школы и проводят так, чтобы детям было интересно не менее, чем их родителям.

4. Праздники и театр — целое направление поиска в «ВШ». К празднику подводит подготовительная череда занятий, это своего рода радостный итог вживания в тему. Важно, чтобы дети пережили Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Пасху не как навязанный им материал, а как свой опыт. Например, путем волхвов следуем за Вифлеемской звездой. Мы стараемся расширить пространство детской сюжетно-ролевой игры и наполнить ее христианским содержанием, поддержать детскую импровизацию и не позволить отклонить сюжет от воспитательной цели.

5. В летнее время молодежь благочиния трудится и отдыхает в летнем молодежном лагере, расположенном в живописных окрестностях Звенигорода в селе Луцино. Нашим городским детям хотя бы раз в год полезно оказаться в условиях реальной жизни. Дети обнаруживают, насколько легче казаться милым и пушистым там, в городе, отвечая урок в Воскресной школе, чем здесь, среди природы. Таскаем кирпичи для восстановления храма, перемываем горы посуды, встречаем рассвет и устраиваем концерты под открытым небом, плещемся в водах Москвы-реки. Трудно и не понарошку проживаем эти дни с радостью общей молитвы, творчества, труда и общения друг с другом. Руководят жизнью лагеря священники благочиния.

Теперь несколько объявлений:

  • Администрация школы просит родителей заполнить анкету.
  • После второй Божественной Литургии каждое воскресение в детской трапезной в 12.15 – обед для учеников ВШ.
  • В холле 2-го этаже каждое воскресение в 12.15 начинается Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной Ея иконы «Воспитание» — приглашаются все.

Местная религиозная организация прихода Гребневского храма г.Одинцово Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви
Банк «Возрождение» (ОАО) г. Москва
ИНН 5032003444/КПП 503201001
р/с 40703810103700141233
Одинцовский филиал МАКБ г.Одинцово
к/с 30101810900000000181
БИК 044525181
ОКПО 40422291
ОКОНХ 98700
Основание платежа: «Пожертвование на Гребневский храм»

20 сентября 2018 г.

Четверг

(7 сентября 2018 г. СТ. СТ.)

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта (ок. 304). Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Прмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860).
Прпп. Александра Пересвета (1380) и Андрея Осляби (ок. 1380). Прп. Серапиона Псковского (1480). Апп. от 70-ти Евода (66) и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (117–138). Прп. Луки (после 975).
Сщмчч. Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого пресвитеров (1918); сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана Крейдича пресвитера и прмчч. Евгения Выжвы, Николая Ащепьева и Пахомия Ионова; сщмчч. Григория Аверина, Василия Сунгурова пресвитеров, прмч. Льва Егорова (1937).

© 2018 Одинцовское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви